Дивный народ» - иные рядом с людьми.

История вопроса

Сама мысль о множественности обитаемых миров высказывается еще в Библии, однако массовое сознание стало открыто для этой идеи в 20-50е годы 20го века. Расцвел жанр научной фантастики, массы обывателей стали верить в инопланетян. В 1938 году произошел скандальный эпизод - радиопостановка романа Герберта Уэльса «Война миров» вызвала в США панику – люди решили, что речь идет о реальном о захвате Земли марсианами.

Первое наблюдение НЛО состоялось в 1947 г. В США. Это были девять непонятных летающих предметов, передвигавшихся с немыслимой тогда сверхзвуковой скоростью ( «Случай в Каскадных горах»). Известие об «летающих тарелках» быстро облетело страну, в результате чего очевидцы НЛО стали появляться едва ли не каждый день. Американцы подняли тревогу, решив, что объекты запускаются Советским Союзом.

В том же 1947 году произошел известный «Розуэлльский инцидент» - крушение неопознанного летающего объекта около города Розуэлл в штате Нью-Мексико, США. Предполагается, что тогда в плен были захвачены инопланетяне, о чем правительство США умолчало, выдав происшествие за крушение метеозонда.

Сведенья об инопланетянах стали поступать часто и регулярно, балансируя на грани реальности и вымысла, но запуск спутника в 1957 году приблизил человеческую реальность вплотную к звездам. А 12 апреля 1961 года стартовал в космос Гагарин (тот, который летал, а Бога не видел), сделав человека в некотором роде тоже инопланетянином.

Интересно, что в конце 50-х годов, когда случаи наблюдения летающих блюдец заметно участились, этим феноменом заинтересовался сам Карл Густав Юнг. В светящихся округлых летающих объектах, которые наблюдали как пациенты Юнга во сне, так и очевидцы НЛО наяву, он усматривает аналогию с графическим символом Самости – мандалой. Также он отмечает, что частота снов и «контактов» с подобным символом могла, как внутренний протест, быть вызвана ощущением себя незначащим винтиком иерархической государственной машины - время «НЛО-бума» было временем разгара «холодной войны».

Архетип Инопланетянина в культуре

В художественной культуре образы инопланетян варьируются. Они похожи на насекомых, рептилий, моллюсков. Иногда - это бестелесный разум. Иногда они принимают человекоподобный облик, каковы же они на самом деле – неизвестно.

В ситуации первого контакта инопланетяне обычно предстают агрессивной силой, которая может уничтожить человечество. Они является одновременно притягательным и пугающим. Иногда инопланетянам приписываются функции Бога. Тогда это разумное существо, обладающее высоким уровнем умственного развития и культуры – «Мудрый Старец».

Важнейшим из искусств для пропаганды архетипа «Ино» является массовый кинематограф. Классика жанра - «Хищник» «Чужие», в которых пришельцы-захватчики хотят поработить Землю. У этих фильмов есть черты, присущие мифологическим конструкциям: у них в некотором смысле нет авторства, их как будто творит само бессознательное: за «Хищником» (реж. Дж.Мак-Тирнен) следует «Хищник 2» (реж. Ст. Копкинс), за «Чужим» Р. Скотта следуют «Чужие» Дж. Камерона и так далее; затем появляются беллетризованные сценарии, комиксы, романы-сиквелы и компьютерные игры.

Тема «они уже здесь» тоже раскрыта в кинематографе. Герой сериала «Темные небеса» узнает, что инопланетяне давно уже обосновались на Земле, и многие земляне – лишь оболочка, маскирующая гнусную инопланетную сущность. Цель инопланетян – все тот же: захват планеты и обращение землян в рабов.
А вот фильме «Аватар» инопланетяне – «хорошие», но он взволновал зрителя скорее не сюжетом «про индейцев», а спецэффектами: мы предпочитаем видеть злых инопланетян или инопланетян «божественных»

Фильм Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени» – классика этого варианта мифа. Герой, простой, как Дитя (снова архетип Божественного Ребенка, Самости), проходит Путь и дает миру Новую Истину – Небесное Покровительство. Сцены контакта с «Иными» представляют собой сияющую феерию. Когда в открывшемся люке космического корабля появляются силуэты пришельцев, залитые потоками света -

по одной интерпретации в них можно усмотреть ангелов, по другой - «маленький народец». Общение с этими дивными существами происходит без слов - светом, переливами цвета и музыки (синестезия), а также маневрами летательных аппаратов-мандал, очень напоминающих сны пациентов Юнга.


Вечеринка «Перекресток миров»

В рамках этого исследования 12 апреля 2012г мы провели архетипическую вечеринку «Перекресток миров». На каждого из присутствующих был сфокусирован изучаемый архетип, в результате чего все участники отметили расширение сознания и «другие» взаимоотношения с телом. Запомнилось несколько эпизодов-диалогов:

… «- Какого ты пола?

- У нас это неприличный вопрос! У нас 64 пола и только очень близкие особи могут знать твой пол: снаружи он не виден. На Земле для меня шокирующий опыт: пола два и пол жестко фиксированный. И все его видят!

-А твой возраст?

-Как особи, мне лет 70. А еще есть возраст пути. Особь - это отрезок на пути по веткам ризомы. Мы существуем одновременно как путь и как особь. Путь – тоже отрезок, но большой»…

…« -Как вы попадаете обратно на свою планету?

-У нас внутри есть компас. Если мы забывем про него - оказываемся на других планетах. Если вспоминаем про него – сразу дома. Это страшно, когда забываешь про про компас…

- А как им пользоваться?

-Надо определенным образом слушать звуки. Можно определенным образом смотреть. Иногда я могу передать это состояние…. (передает)»

При снятии архетипа многие почувствовали огрубление, спад настроения. Лишь одна «инопланетянка» в архетипе она была активной и хозяйственной, в реальности – более расслабленной.

Интересное совпадение, сведенья о котором были получены через 2 месяца после космической вечеринки: Как сообщает В. Демчог в своей книге «Самоосвобождающаяся игра», жители Древнего Египта подразделяли всех людей не только на два, но и на 64 пола. Похоже, в состоянии Инопланетянина можно разархивировать большие слои информации!

Инопланетянин и архетип «Вечный Юноша», Puer aeternus.

Архетипу «Puer aeternus» ученица Юнга Мария-Луиза фон Франц посвятила целую книгу. Эта книга разбирает архетип на основе повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Маленький принц, мальчик со Звезды… Божественное Дитя, Самость – вечный тинэйджер – потребитель современной масскультуры и ее идеал. Подросток в самом начале пубертатного периода – худой, угловатый, со своеобразной грацией, с непроявленными вторичными половыми признаками, чужой как в мире детей, так и в мире взрослых… не похож ли этот образ на исследуемый нами архетип?

Маленький принц (как и его автор, отрицающий свою причастность к миру взрослых)– нарцисс, «его величество дитя», по выражению Фрейда - хорошо это или плохо?

Все зависит от того, ресурс это или приговор. Во всяком случае, не обратить внимание на актуальность этого архетипа в современный исторический период невозможно. Эпоха постмодернизма – «эра пустоты» по определению французского философа Ж. Липовецки: «Когда прекращается экономический рост, на смену ему приходит психическое развитие, когда информация заменяет производство, рост самосознания требует все новых «источников сырья»: в ход идет йога, психоанализ, язык тела, примальная терапия, дзен, групповая динамика, трансцендентальная медитация; экономический подъем сопровождается преувеличенным значением «пси» и мощным ростом нарциссизма…Нарцисс, одержимый самим собой, не витает в облаках, не находится под воздействием наркоза, он упорно трудится над освобождением собственного «я», над великой судьбой собственной самобытности и независимости. Для этого нужно отказаться от любви, «любить самого себя так, чтобы не нуждаться в ком-то другом, чтобы стать счастливым».

Бесконечно одинокий исследователь внутреннего космоса – узнаваемый образ, пресловутый номад, популярный в парадигме Магического театра. Он в некотором роде бессмертен, он предпочитает смерть старости, уповая на то, что пришел со Звезды и Земля не имеет над ним такой власти, как над «тяжелыми» взрослыми. Он – «не такой!»

С подростковым периодом тесно связана часть личности, названная А. Секацким «штирлиц» («матахари»). Именно в подростковом возрасте человек принимает внутреннее решение: «да, я притворюсь, что следую взрослым законам, но я – другой», «Я вижу насквозь вашу лживость и всегда буду отличать правду от конформизма взрослых». Тема «космического шпионажа» уже звучала в наших практических работах – опять совпадения…

Тема Штирлица-инопланетянина также явно проявилась в отдельной архетипической работе, посвященной исследованию жанра анекдота. Фигур было три – Штирлиц, Ржевский и Блондинки. В процессе этой работы Блондинки, со свойственным им «низовым чутьем» сразу поняли, что Штирлиц, по сути - бесполый, «не ведется» на них, хотя совокуплятся может, но это лишь прикрытие. Ржевский назвал его умным, блондинки – закрытым, идейным, сам он определил себя как человека в скафандре. Штирлиц из анекдотов – действительно абсолютно чужой, «инопланетянин», он «остраняет» самые простые вещи, на этом и построен юмор анекдотов этой серии.

Итак, инопланетные шпионы-штирлицы, живущие среди нас имеют прямое отношение к слащавому герою книжки для «ребенка из хорошей детской», мальчику в золотом шарфике. Кстати, обратите внимание: при всем нарциссизме Маленького Принца его отношение к природе - весьма трепетное. Он понимает, что планета – маленькая. В масштабах космоса Земля мала: поэтому так опасны баобабы! Согласно исследованиям доктора фон Франц история с баобабами означает: «Вас погубит ваш неконтролируемый внутренний рост!» Мы же, в архетипическом исследовании сказки Сент-Экзюпери, обнаружили, что баобабы связаны с кобчиковым объемом, жизненной силой. Так что полоть их – не выход, навсегда останешься маленьким…

Дивный народ» - иные рядом с людьми.

Описывая архетип инопланетянина, я уже упоминала о близости образа инопланетян к образам других «маленьких зеленых человечков » - к «маленькому» или «дивному» народу – эльфам и феям. Кто же это такие?

Древние легенды

В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а, следовательно - о былом единстве представлений об эльфах среди предков современных германских народов. Происхождение этих слов связывают с романским корнем «альб» - «белый», есть также мнение, что оно произошло от валлийского или ирландского «ellyl»/«aillil» - «сияющий», восходя к шумерскому «ellu» - тоже «сияющий». Действительно, эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние.

В ранней германо-скандинавской мифологии альвы - нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая на Земле либо в своей волшебной стране (по легендам люди иногда попадают туда и возвращаются оттуда живыми).

В более поздней (накануне перехода к христианству) германо-скандинавской мифологии эльфы стали духами природы. В Англии этих существ называли также феями. В Ирландии существуют легенды о Туата де Данан, народе богини Дану, Дивном народе, постепенно вытесненном людьми в глубину холмов-сидов. Есть сведенья, что еще и по сей день можно слышать доносящуюся из холмов дивную музыку, особенно близок мир эльфов к миру людей в Хэллоуин (Самэйн) и в Бельтейн (ночь с 30 апреля на 1 мая).

Людское мнение об эльфах было таким: они не злые и не добрые - людская мораль им попросту чужда, прекрасные музыканты и танцоры, следуют своему настроению, любят роскошь, но роскошь их эфемерна: дивное, усыпанное цветами ложе может на самом деле быть охапкой гнилой соломы, а серебряный кувшин – щербатой глиняной кружкой. Просто эльфы умеют наводить морок и сами владеют двойным зрением – видят и вещи и их суть. Они – исключительно меткие стрелки из лука. Вообще зрение у них очень острое, а глаза - сияющие. Кстати, визуальная система – единственная, позволяющая быстро обрабатывать несколько объектов одновременно и выявлять связи между ними. По данным акмеологии (науки, изучающей высшие достижения человеческой деятельности) известно, что все выдающиеся ученые и философы обладали яркой способностью к визуализации. Например, Эйнштейн создал свою теорию относительности, представляя себе путешествие на кончике луча света.

Эльфы танцуют в полях, почти не касаясь воздуха, и могут принять в свой круг человека, которому удалось увидеть их. Но вот беда: час, проведенный в обществе эльфов может быть столетием в реальном мире и, вернувшись, «счастливчик» не найдет ни дома ни родных, а вскоре и сам рассыплется в прах.

Эльфы воруют молодых девушек, чарами уводят в свой мир понравившихся им юношей и подменяют в колыбелях человеческих младенцев своими капризными и уродливыми для людских глаз отпрысками. Клок спутавшихся волос в Англии называли «локоном эльфа». Эльфы способны к оборотничеству, могут становиться невидимыми. Они непредсказуемые, часто озорные, как известный в Англии фольклорный персонаж-эльф «Робин добрый малый», вариант подростка-трикстера. Людям стоит держаться от них подальше. Они пугающи и притягательны – как инопланетяне в кино. Но иногда эльфы помогают людям или щедро вознаграждают их за оказанную помощь.

Эльфы в наши дни

В позднем фольклоре эльфы стали менее опасными. Они уменьшились в размерах, стали милыми и безобидными. Крошечные крылатые человечки – образ эльфов в европейской культурной традиции. Он был переосмыслен профессором Д. Р.Р. Толкиеным, который снова вернул в массовое сознание представление об эльфах, как о Старшей расе. Но эльфы Толкиена – само благородство, что не очень-то совпадает с древними представлениями о Сокрытом народе.

Трилогия Толкиена породила много эльфов-ролевиков – людей, играющих в эльфов. Однако же есть мнение, что и настоящие, «этнические» эльфы тоже существуют и живут среди нас. Эльфы — древняя земная раса гуманоидного типа, отличающаяся от людей продолжительностью жизни, особенностями телосложения и психики. Эльфы смешались с людьми, но у некоторого количества современных людей в жилах достаточно эльфийской крови, чтобы осознать себя эльфами. Желающих более подробно ознакомиться с этой концепцией я отсылаю на сайт «Дорога к Единорогу» (http://d-k-e.euro.ru/index.html), где предположение о начавшемся «пробуждении эльфов» подкреплено весьма убедительными аргументами. Здесь же приведу некоторые характерные черты этнических эльфов, которые имеют отношение к данному исследованию.

Эльфы взрослеют лет в 50 (Puer aeternus?), худощавы, с большими сияющими глазами, не имеют четко выраженных вторичных половых признаков – у эльфов-мужчин мало растительности на лице, у эльфиек – не бывает пышных форм. Внутренее соотношение Мужского и Женского начала в психике эльфов отличается от человеческого - в Ян эльфа больше Инь, чем у человека, и наоборот. Это делает любовные союзы между эльфами более прочными и глубокими и сильно мешает им в любовных отношениях с людьми.

Эльфы любят музыку, стихи, декоративное искусство, телесные виды самовыражения. Любят и понимают природу, не могут жить без путешествий. Эльфам тяжело дается бинарная логика, но они умеют смотреть на вещи с многих сторон одновременно, обладают интуицией возможностей (определение из соционики), которая отвечает за восприятие глубинных внутренних свойств объектов, недоступных непосредственным ощущениям. Своеобразны отношения эльфов со временем: для них ценен мир сам по себе, а не конкретное время - граница прошлого, настоящего и будущего для них нерезка. Они не выносят «жесткого графика», не стремятся к карьере, но интуитивно ощущают направляющую силу, которая ведет их по жизни. В связи с этим эльф может произвести впечатление существа со слабой волей. Тут мне хочется опять обратится к работе «Эра пустоты» Ж. Липовецки, в которой философ говорит о конце «эпохи воли», о гибком следовании за будущим, пришедшем на смену четкому его формированию – «здесь и сейчас» вместо «через тернии к звездам!» Похоже, «эльфийский» подход становится все более и более актуальным!

Эльфы, могут становиться незаметными и обладают даром эмпатии, у эльфов сильная, хотя и своеобразная этика: некрасивый поступок для эльфа – тот, что противоречит естественному течению жизни, воспринимаемому им интуитивно. Людям эльфы кажутся странными и вызывают противоречивые чувства – восторга и одновременно отторжения. Ну и конечно, уши – куда же без них! У этнических эльфов – заостренные уши.

Миссия эльфов – хранители Земли, в отличие от преобразователя-Человека. Поэтому-то и пробуждается сейчас Соборная Душа Эльфийского Народа: экосистема Земли – в опасности!

Эльф и эльфийка.

Тема баланса мужского и женского в архетипе Инопланетянина –Эльфа показалась мне весьма значимой и мне захотелось исследовать этот вопрос с помощью активного воображения. Вот отчет об этой небольшой работе:

Сфокусировав на себя архетип Эльфа, я впала в транс и в этом состоянии стала внимательно смотреть на свое отражение в зеркале – глаза в глаза. Постепенно стало усиливаться ощущение, что левый глаз отражения принадлежит женщине и он темно-карий, а правый – мужчине, он серо-карий. (у меня глаза карие). Я долго смотрела в эти глаза, ощущая два этих разных состояния попеременно.

Дальнейшая работа шла в паре через несколько дней.

Ведущий: Определи место этих фигур в пространстве и опиши их.

Катя: Вот ее место - мягкий халат с цветами. Вот его место – дачные сабо зеленого цвета.

Она – как дерево, кипарис или пирамидальный тополь. Она неподвижна, но свободна в этой неподвижности. В ней какая-то нега, сладость, наполненность. И бесстрашие. Стойкость… Серьезность, но без грусти.

Он – эльф «из кино»: длинные волосы, средний рост, развернутые, очень свободные плечи. Может широко натянуть лук. В нем авантюризм, бесшабашность, готовность, внимание.

Ведущий: стань ею.

Катя: Я на юге. Свободные одежды-покрывала. Дом. Много комнат. Я похожа на большой кувшин с водой, которая прохладна в жару, потому что вода испаряется сквозь поры в глине…

В какой-то комнате вдалеке женщины в цветных одеждах что-то делают вместе – ткут или готовят еду. Слышен их смех. Я - в моменте. Время плавное. Я все время отдаю (испаряю воду), но – немного, и для того, чтобы сохранить качество внутреннего пространства. Я не не мечтаю и планирую. Я – принимаю, я знаю, что будущее исчезает при предсказании его. Обращение с будущим – непредвзятое, без ожиданий. Без прокладывания пути. Мое качество – верность, постоянство.

Ведущий: выйди из ее состояния и стань им.

Катя: Я – эльф. Я хожу всюду в этих зеленых сабо. В комнате мне скучно: бедно, жухло. Мне нужно больше информации. Тут безопасно, но мертво. Я могу долго молчать. (Молча пьет чай.) Я не боюсь молчать. Люди очень много говорят, чтобы подтвердить свое существование – чтобы о них не забыли!!! Я этого не боюсь. Мне не нужна чужое внимание, чужая память. Мне нравятся птицы (щебечет, как птица)- они не оставляют следа в небе. Я не оставляю следа. Листва сомкнулась и все. Человек хочет оставить след. Человек - творец. Он хочет проторить путь, хочет иметь последователей. Я иду сквозь время, не оставляя следа. Отношение к прошлому у меня нелюдское.

Ведущий: Что такое авантюризм? Что ты посоветуешь Кате?

Эльф: Авантюризм – это: «кривая вывезет», это - бесшабашность: не ставить точку не прерывать движения. Мой совет: хочешь – делай сразу.

Подытожить эту практическую работу мне бы хотелось так: выявилось интересная симметрия в отношении к времени. Мужское-эльфийское отношение к прошлому аналогично женскому-эльфийскому отношению к будущему. Если же достигнуть эльфийской андрогинности, то отношение к времени становится очень емким и насыщенным, возникает ощущение реального проживания пресловутого, уже навязшего в зубах, ставшего лозунгом розовой эзотерики «Здесь и Сейчас».


5713055037429898.html
5713163492635134.html
    PR.RU™